В современной церкви много путаницы между пониманиями что такое закон, и что такое благодать. Апостол Павел знал наперед, что в этой сфере у церкви возникнет проблема, поэтому и уделил много внимания и разъяснил понимание природы, как закона, так и христианского отношение к закону.
Сферы распространенных недоразумения следующие:
- Были ли спасены Израильтяне в Ветхом Завете через соблюдение закона?
- Подчиняется ли христианин Закону Моисея в каком-либо смысле
Возможно мы свободны от необходимости исполнять церемониальную и гражданскую части закона, но обязаны ли мы соблюдать моральный закон, Десять заповедей? - Должен ли христианин соблюдать иудейские праздники, субботу или другие религиозные обряды?
- Если христианин не находится под законом, то можем ли мы нарушить закон?
Эти и другие вопросы беспокоят умы многих верующих.
Слово «закон» используется в Библии более 500 раз (около 300 раз в Ветхом Завете и более 200 в Новом). Это может относиться к:
- Ветхий Завет в целом;
- Пятикнижие;
- Закон Моисея;
- Десять заповедей.
В каждом случае изучение контекста позволяет определить, какое значение имеется ввиду.
Закон Моисея
Есть три вещи, которые мы должны четко понимать в отношении Закона Моисея:
1. Закон Моисея никогда не предназначался для язычников, он был дан только Израилю.
Псалтирь 19 (147-8) Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю.
20 (147-9) Не сделал Он того никакому [другому] народу, и судов Его они не знают. Аллилуия.
Амос 3 2 только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши.
1-я Паралипоменон 17 21 И кто подобен народу Твоему Израилю, единственному народу на земле, к которому приходил Бог, [чтоб] искупить его Себе в народ, сделать Себе имя великим и страшным делом—прогнанием народов от лица народа Твоего, который Ты избавил из Египта.
2. Закон был единой целостной системой.
И небиблейски разбивать его на «подвиды» закона, такие как моральный, церемониальный и гражданский.
Второзаконие 4 Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам.
2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.
Иакова 2 10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона
К Галатам 5 3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
3. Закон не был постоянным ответом Бога на нужды человека — он был дан только как временная мера.
К Галатам 3 21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя.
Почему был дан Закон?
Бог дал Закон Моисея Израилю не для того, чтобы Его народ мог быть спасен, повинуясь ему. Он дал закон по другим причинам:
- Бог дал закон, чтобы открыть грех.
К Римлянам 3:20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.
- Раскрывая греховность, закон также разоблачает неспособность человека спасти себя и, таким образом, свою потребность в Спасителе.
К Галатам 24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
Деяния 13 38 Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов;
39 и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.
- В некоторой степени закон сдерживал грех.
1-е Тимофею 1 9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
- Бог дал закон, чтобы сохранить Израиль.
Левит 20 22 Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их, —и не свергнет вас с себя земля, в которую Я веду вас жить.
23 Не поступайте по обычаям народа, который Я прогоняю от вас; ибо они всё это делали, и Я вознегодовал на них,
24 и сказал Я вам: вы владейте землею их, и вам отдаю в наследие землю, в которой течет молоко и мед. Я Господь, Бог ваш, Который отделил вас от всех народов.
25 Отличайте скот чистый от нечистого и птицу чистую от нечистой и не оскверняйте душ ваших скотом и птицею и всем пресмыкающимся по земле, что отличил Я, как нечистое.
26 Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои.
Отношение и отношение Иисуса к закону
От Матфея 5:17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
Иисус не игнорировал закон, но исполнил его несколькими способами:
- Он родился под законом.
К Галатам 4: 4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
- Он исполнил пророчества, содержащиеся в законе.
- Он соблюдал закон.
От Матфея 5:18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
- Его смерть подтвердила закон.
К Ефесянам 2:15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
- Его смерть отменила закон.
К Римлянам 10:4 потому что конец закона—Христос, к праведности всякого верующего.
К Римлянам 3: 22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
Крест и закон
Как мы видим, закон раскрыл грех человека и тот факт, что человек не может спастись, соблюдая закон (Рим. 3:20; 7:13 и т.д.). Закон никогда не был дан, чтобы спасти человека. Поэтому то, что спасение происходит по благодати Божией, полученной через веру и отменяют закон для верующего (поскольку праведность может прийти только как бесплатный дар от Бога и не может быть заработана нашими трудами) и оправдывает закон (так как закон выполнил его назначенная задача, ясно раскрывающая греховность человека и невозможность праведности делами и тем самым ведущая человека к своему Спасителю).
К Римлянам 8 8 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
К Римлянам 10: 4 потому что конец закона—Христос, к праведности всякого верующего.
Христианин и закон
В предыдущих разделах мы рассмотрели четыре ключевых факта:
- Закон Моисея был дан только Израилю.
- Закон представляет собой единую целостную систему.
- Закон был задуман Богом на какое-то время.
- Закон был отменен крестом.
Принимая во внимание эти истины, отношение христианина к закону становится очень ясно: праведность христианина не зависит от соблюдения закона или его части.
Как уже отмечалось, закон представлял собой единую целостную систему с ней было покончено Христом.
Еф. 2: 14-16 -Закон Моисея был великой разделительной линией, разделявшей евреев от язычников. Теперь Христос «разрушил преграду … уничтожив в его плоти [т.е. через Его смерть] закон с его заповедями и правилами ».
Очевидно, что верующий не находится под законом или какой-либо его частью.
Для христианина закон полностью «отменен».
Виктория Гулина