Часть 3.
В США практикуется два основных типа служения капеллана.
Первый — это служение присутствия. То есть работники отдела или управления, к которому ты приписан, должны тебя видеть и знать. Для этого ты проводишь определенное время на виду, знакомишься, общаешься с людьми, становишься их коллегой и другом. При этом, естественно, все люди индивидуальны. Кто-то расположен, кто-то замкнут, зажат. А встречаются и такие, кто наотрез отказываются от какого-либо общения, хотя такое встречается крайне редко.
Это своеобразная евангелизация, но почти без проповеди. Просто знакомишься, общаешься, запоминаешь их имена, род занятий, семейное положение и другую информацию. В США в основном все христиане и очень многие посвященные, реальные, настоящие христиане и, в принципе, тебе, как священнику, доверяют. Но настоящее доверие нужно заслужить.
Некоторой особенностью в США является то, что местные полицейские разделяют мир на «Мы» и «Они». В полиции служит много людей, которые любят свою работу не из-за денег, а потому, что они служат обществу, защищают и обеспечивают высокое качество жизни граждан, которые им, что называется, классово близки, и это «Мы». В их понимании, правонарушители и преступники – это люди, для которых не существует общепризнанных ценностей. Люди, которые не принимают верховенство закона. Это «Они».
У американских «копов» многочасовые смены, например 16 часов через 8. То есть, ты заступаешь на смену на 16 часов, потом 8 часов перерыв, а потом опять на 16 часов. Очень много стресса и, соответственно, проблемы в семье, с алкоголем и здоровьем. Я сейчас говорю о тех, кто работает в крупных мегаполисах, таких как Лос-Анджелес, Чикаго, Нью-Йорк и подобных. В небольших городках всё гораздо спокойнее, но и зарплата не такая высокая, да и вообще скучно…
О полицейской структуре в США — здесь около 18 тысяч полицейских агентств. Например, в городе Лос-Анджелес есть своя полиция ЛАПД (Лос-Анджелес полис дивижн или LAPD). Очень известная по кинофильмам. В ЛАПД работает около 11 тысяч человек. Но весь город Лос-Анджелес — это 3,5 миллиона населения. Дальше идёт округ Лос-Анджелес. В нем проживает около 10 миллионов человек. Внутри округа находится около 40 независимых муниципалитетов, включая и сам город Лос-Анджелес. Округ охраняет окружная полиция или служба шерифов. Те муниципалитеты, которые не в состоянии содержать свою полицию, обращаются к округу за помощью и их территорию патрулируют шерифы. Кроме этого, шерифы охраняют местные тюрьмы, суды и объекты окружного значения, такие как парки, колледжи, госпитали, метрополитен и тому подобное. В Управлении шерифа округа Лос-Анджелес служит около 20 тысяч человек, бюджет составляет около 3 миллиардов долларов в год. У некоторых муниципалитетов тоже есть своя полиция, иногда довольно маленькая. При необходимости они обращаются за помощью к шерифам. Надзирает за законностью окружная прокуратура. Там, кстати, служит капелланом моя знакомая женщина. В случае установления факта нарушений закона в их деятельности, кружная прокуратура может взять «в оборот» любую местную и окружную полицию. ФБР также имеет право расследовать деятельность местной полиции.
Теперь о втором методе служения. По-английски это называется Ride Along. Это соответствует русскому выражению совместное управление. Сейчас объясню как это происходит. Ты прибываешь в отдел на развод. Тебя приписывают к экипажу (в США это обычно один человек) и вы заступаете на службу. Сначала проходите инструктаж, получаете сводку о совершённых преступлениях, ориентировку с данными угнанных машин и другую оперативную информацию. Затем с напарником идёте на парковку, ищете свободную машину и грузите в неё своё оборудование и оружие. У патрульных здесь нет постоянных, приписанных машин, ты садишься в ту, которая свободна. Стараешься выбрать почище и поновее, чтобы работал кондиционер, огни, рация и в салоне был свежий запах. Не удивляйтесь, в большом городе далеко не у всех патрульных отличные машины. Они, конечно, на ходу, но бывает, что не исправен кондиционер, отсутствует какой-нибудь тумблер, не опускается стекло, не работают проблесковые маячки-мигалки. Конечно, в гараже обязательно есть механик, но до него, как до любого механика в любой точке планеты, не достучаться. Автомашины здесь эксплуатируются круглые сутки. Во время дежурства мы их не глушим вообще, это запрещает инструкция. Машина всегда заведена и есть специальное устройство, которое позволяет двигателю работать без ключа зажигания, когда мы выходим и закрываем авто. Ну, вот наконец мы выбрали авто и нам нужно подъехать к своей мини-кладовке, чтобы загрузить всё необходимое в багажник. В данном случае, это просто большая сумка с запасом патронов, большой аптечкой, тяжелым бронежилетом, каской, противогазом, запасным фонариком, запасными наручниками и другими необходимыми вещами. Некоторые сотрудники пользуются своими собственными винтовками, которые также хранят в кладовке. Затем нужно пройти в «оружейку», где взять помповое ружьё или полуавтоматический карабин М4. Могут выдать второй «помповик», стреляющий «горохом», как в шутку полицейские называют резиновые пули. Короче, помогаешь твоему напарнику всё это закинуть в машину, зарядиться и вперёд в ночной патруль. Ты проведёшь со своим напарником всю смену и, конечно, если напарник не возражает, то лучше начать смену с молитвы. Иногда начальство разрешает или даже просит благословить всю смену на разводе, это вообще очень круто, когда заступающих на смену человек 50 и все молятся.
Кстати, в основном, американские полицейские верующие люди.