Часть 12.
Мы будем говорить не об экономике, а о том, как человеческий организм реагирует на травматическую ситуацию или критический инцидент. Не забывайте пожалуйста, что вы не железные, а созданы Господом и состоим из Духа, Души и Тела. И, конечно, же мы уникальные создания, но у нас у всех есть разум, эмоции и нервная система. Наш организм реагирует на КИ (критический инцидент) почти одинаково. Просто у людей есть разный порог чувствительности, но реакции примерно одинаковые. Каждый человек проходит стадию восстановления на разной скорости, кто-то застревает. Существует примерный перечень внешних признаков того, что человек в кризисе. Мы не должны ни в коем случае ставить кому-то диагнозы, но нам необходимо понимать, что происходит с человеком. Например, вы работаете в зоне массового стихийного бедствия или катастрофы, теракта, войны и тд. Вас окружают гражданские, военные, спасатели, пожарные и тд. Вам нужно понимать, что происходит с людьми. В этот момент не время для проповедей, время для утешения, слушания, понимания и поддержки. Я пишу это не для того, чтобы мы священники стали профессиональными психологами, но для того, чтобы мы имели ведение и мудрость. Кроме этого всегда слушайте голос Духа Святого, который будет говорить в ваше сердце.
Но вернёмся к немного скучной теме симптомов. Они делятся на четыре основных части – Физические, Когнитивные, Эмоциональные, Поведенческие.
- Физические признаки.
Озноб, утомление, тошнота и рвота, головокружение, слабость, боль в груди, учащённое сердцебиение, мускульная напряженность, скрежетание зубами, ругань и матерщина, затруднено дыхание. - Когнитивные, признаки.
Я это слово на русском с трудом выговариваю, а на английском оно звучит также сложно, что то типа конъюнктивита. Короче, говоря нормальным языком, это симптомы, связанные с мыслительным процессом. Кошмары, неуверенность, гиперактивность, подозрительность, навязчивые видения, замедленное или некачественное мышление, невозможность собраться с мыслями, забывчивость, дезориентация. - Эмоциональные признаки.
Страх, вина, паника, отказ от реальности, напряженность, раздраженность, эмоциональные скачки, неконтролируемые эмоции. - Поведенческие.
Антисоциальное поведение, кумар, невозможность отдохнуть, потеря или резкое увеличение аппетита, употребление алкоголя, затруднение с общением.
Реальное событие (Сентябрь 2018г.)
Отвез детей в школу и просто возвращался домой. На скоростной дороге образовалась пробка и я соскочил на объездную, ведущую через сопки. Скоростной режим по объездной — 50 миль в час и все едут довольно быстро. На спуске с сопки прямо передо мной довольно жесткая авария. Она случилась секунд за 10 до моего появления. Большой грузовой автобус вошел в бок 230 мерседесу. У мерседеса сработали две подушки. Причем всё сразу за поворотом и довольно опасно для других машин. Я резко торможу, прижимаюсь к обочине. В это время водитель — большой, бритый афроамериканец среднего возраста вываливается из водительской двери Мерседеса. Быстро достаю свой проблесковый маячок и включаю его вместе с аварийкой – всё это чисто для безопасности движения. Хватаю свою форменную куртку и бегу к водителю мерседеса. Он в полной прострации. Воздушная подушка реально дала ему по лицу и по груди, .боковая подушка добавила хук справа. Он почти в нокауте, хаотично мечется из стороны в сторону, не может толком стоять на ногах, его тошнит.
Я подбегаю к нему и говорю: «Сэр, все в порядке вы живы, давайте срочно перейдём на обочину в безопасное место и вы сядете». Беру его под руку, он послушно идет. Его бьёт нервная судорога и приступы тошноты. Я сажаю его на парапет, осматриваю и спрашиваю как он себя чувствует. Параллельно вызываю службу Спасения. У него немного разбит нос, болит голова и грудь, Он пытается встать и пойти к машине. Я спокойно, но строго говорю, что ему не нужно двигаться до приезда скорой. Смотрю спокойно ему в глаза, уверяю его, что он в порядке и что я буду с ним и не оставлю его. Я не знаю уровень его травмы, но знаю, что нельзя ему давать отключаться. У него реально все симптомы как из учебника по травматическим ситуациям. Спрашиваю как его зовут и где живёт — он помнит. Продолжаю беседовать с ним. Минут через пять подъезжает наш шериф и две машины из дорожной полиции штата. Они подбегают и спрашивают как потерпевший? Говорю, что нормально, видимых травм нет. Ждём скорую. Они начинают расчищать дорогу от затора и раскиданных частей машин. Минуты через 3 приезжают пожарные и я передаю Джона им. Всё это время я с ним продолжал поддерживать беседу и он немного пришел в себя, шок постепенно отпустил его. Рассказал куда ехал и как всё случилось, у него трое детей, жена. Он тоже ходит в протестантскую церковь. Мы даже успели помолиться с ним. Отдав его пожарным я пошел. Наш патрульный шериф (я его не знал лично) подошел и поблагодарил: «Спасибо за поддержку». Как интересно, что вы первым оказались здесь. Господь ставит нас в определённое место и определённое время, Слава Богу. Будьте благословенны. Я уехал.